Техника. 
Об объективах: базовые знания

Введение

Основные базовые принципы к объективам всех марок.

1. Любой объектив это компромисс между
- размером,
- весом,
- светосилой,
- резкостью,
- величиной хроматических аберраций,
- чем то там еще…
- и стоимостью.

2. Если Вы захотите улучшить хотя бы один из параметров, скорее-всего, другой параметр будет ухудшаться, либо увеличиваться стоимость.

3. Поэтому объектив с максимальной светосилой f2 совсем не обязательно лучше объектива со светосилой f4

4. Если вы захотите улучшить большинство параметров, то вероятнее всего вы получите очень высокую стоимость.

5. Если вы посмотрите на стоимость объективов известных марок, то зачастую объективы, например со светосилой f1.2 могут быть дешевле, чем с f1,8

6. большинство объективов, практически всех производителей, имеют лучшие характеристики (резкость, дисторсия...) при диафрагме 5,6 - 8 (для объективов на 35мм формат камеры)

7. как правило, у большинства производителей, при максимально открытой диафрагме объектив дает не очень хороший результат. Проведите эксперимент:
Сделайте кадры одного и того же предмета, на котором будут мелкие детали, с максимально открытой диафрагмой и со значением диафрагмы 5,6 и сравните результат, чем оптика дороже, тем разница будет меньше, и тем результат будет более стабилен как в центре объектива, так и по его краям.

8. Раньше, когда снимали на пленку, крайне важна была именно светосила. Так как iso пленки было очень ограничено, и резкостью на максимально открытой диафрагме можно было жертвовать без особых проблем, то светосила объективов была одним из ценнейших параметров. С цифрой все стало проще и большая светосила теперь всем нужна в основном для «супер красивого боке»

9. Боке на зум-объективе, при фокусном расстоянии до 50мм будет не очень красивым, в силу его конструктивных особенностей, независимо от его стоимости.

10. Так называемая красота рисунка в основном зависит от мягкости и пластичности объектива, что в свою очередь входит в полную противоположность с таким параметром как резкость. поэтому «красивый рисунок» чисто технически сложно объединить в одном объективе. И если вы хотите имитировать «красоту рисунка» дорогой оптики в программах обработки изображений, то вы очень сильно потеряете в детализации.

Теперь, когда мы знаем основные вводные данные, давайте начнем разбираться почему бывает такая дорогая оптика
Каким будет самый крутой объектив
«Он должен быть: светосильным, резким и в то-же время мягким, не искривлять геометрию, не обладать сильными хроматическими абберациями и к тому же быть легким и компактным!»

Но каждый фотограф, лично для себя решает, какие характеристики для него приоритетней.

На лично своем примере описываю выбор самого лучшего 35мм объектива для меня и разбираем отличия среди премиальной оптики:
И так, представляю вам, пожалуй лучший объектив для 35 мм камеры, который обладает всеми перечисленными выше параметрами.
Возможно это leica summilux 35 mm.

Но есть очень много тех, кто будет считать что объектив leica summicron c f2.0 намного лучше, потому что он намного резче, да и легче, и меньше, и дешевле! И они тоже правы! Ведь разве часто вам понадобится разница между f2.0 и f1.4? А можно использовать Carl Сeiz, который будет еще дешевле, но больше по размеру и то же очень резкий, или wohlynder f1.2, который будет не маленький и с красивым рисунком, но и не таким резким, особенно на полностью открытой диафрагме, или leica summarit f2.5, который тоже резкий и компактный, но не настолько «вечный» в слилу применяемых деталей. и немного недотягивает до summicrona по большинству параметров… ( о срвнении с производителями других марок в другой статье)
Поэтому нельзя сказать какой объектив самый лучший, ведь каждый это решает для себя сам.
И так что бы незапутаться:

Ниже моя личная субъективная оценка мануальной оптики для дальномерных камер, которая может не совпадать с вашей точкой зрения.

объектив /параметр

резкость

Размер
эргономика 

"Красота" рисунка

условная
стоимость 

Leica Summilux 1.4

4+ 

4

5+ 

$$$$$ 

Leica Summicron 2.0 

5

5

4

$$$$ 

Leica Summarit 2.4 

4+ 

5

3+ 

$$$ 

Carl Zeiss

4+ 

4

3 +

$$ 

Voigtlander

3+

4

4

$$ 

Краткая расшифровка представленной таблицы:
например  Leica Summilux (Lux) в сравнении с Leica Summicron (Cron) 
Lux – больше, менее резкий, дороже чем Cron, но он обладает уникальной особенностью и эта особенность зачастую приобретает исключительно эмоциональую составляющую, которую не описать никакими техническими характеристиками.
ниже пример фотографии с объектива Leica  Summilux 35 mm

Возможный пример рассуждений при выборе объектива

Пример рассуждений
для чего нужен и какими характеристиками должен обладать Ваш объектив.
- портрет
женский портрет – нет необходимости в высокой резкости, должен быть мягкий и пластичный. 
мужской потрет – желательно более резкий, более жесткий
- уличная съёмка
компактность и лекость
резкость и зачастую нет необходисомти в супер высокой светосиле, так как для удобства фокусировки легче снимать на f2+
- фотосъемка в студии со вспышками 
скорее всего будете снимать на f8 и зачем тогда покупать объектив с f2?…..
и таких вопросов очень очень много.

Далее

далее
Что такое оптическая «красота рисунка»
Что такое настоящая резкость
Для чего и когда это все нужно
выбор фокусного расстояния

Камеры история и настоящий профессионализм
От старых к новым
От среднего цифрового к смартфонам



зачем нужны дорогие и очень дорогие фотоаппараты и что нужно знать при выборе техники.

Вопросы на которые будут ответы

Самый распространённые вопросы:

Чем Leica лучше (интереснее) нежели Canon, Nikon?
Почему так дорога Leica?
В чём смысл ручных объективов в современном мире?
Почему такая невысокая светосила у некоторых объективов (имеют ввиду Summicron, Elmar, Elmarit)
Ну и самое популярное... что рисунок Leica можно имитировать в Lihtroom. ))) 

Георгий Бондин – фотограф

авторская фотография, фотоблог о камерах Leica, объективы и камеры Leica, описание, отзывы